Электронное средство обучения «Интерактивные модули для X - XI классов»
Концепция
Одним из приоритетных направлений развития системы образования в современном мире является информатизация – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающий методологию и практику их разработки и использования, направленный на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания в здоровьесберегающих условиях.
С развитием ИКТ стали активно развиваться и разрабатываться электронные средства обучения (ЭСО), создаваемые с использованием компьютерных информационных технологий.
Электронное средство обучения «Интерактивные модули для X - XI классов» предназначено для поддержки и оптимизации учебного процесса по английскому языку в X - XI классах школ и гимназий Республики Беларусь.
Основная функциональная особенность ЭСО «Интерактивные модули для X - XI классов» – учебно-методическое сопровождение процесса создания языковой образовательной среды, максимально стремящейся к аутентичной, т.е к такой репрезентации языковой реальности, в которой деятельность субъектов взаимодействия такая же реальная, как и в естественной языковой среде.
Предлагаемое ЭСО легко и органично вписывается в общий контекст обучения иностранному языку в X - XI классах, поскольку материалы модулей охватывают темы учебной программы, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь по предмету «Иностранный язык».Четкое исполнение процессуального аспекта работы с интерактивными модулями ЭСО обеспечивает большую степень эффективности процесса формирования социокультурной компетенции учащихся.
ЭСО рассчитано на широкий круг пользователей (учащиеся X – XI классов, высокомотивированные учащиеся IX - XI классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев; учащиеся колледжей и профессиональных лицеев).
Электронное пособие направлено на формирование социокультурной компетенции. Данное пособие предоставляет совершенно новые возможности знакомства с актуальной и аутентичной информацией о стране изучаемого языка, обеспечивает иноязычную коммуникативную атмосферу на занятии, создаёт социокультурную направленность обучения, позволяет учащимся усвоить новые ценности, нормы и правила поведения, язык и поведенческие модели, которые могут быть воспроизведены в ситуациях реального межкультурного общения.
Методические рекомендации по использованию ЭСО
Актуальность разработки ЭСО заключается в необходимости комплексного формирования информационно-коммуникационных, организационно-деятельностных, рефлексивных, когнитивных умений учащихся в процессе подготовки их к иноязычному общению в условиях аутентичного диалога культур.
Целью применения ЭСО в общеобразовательных учреждениях является создание условий для формирования социокультурной компетенции учащихся X–XI классов на иностранном языке.
Использование интерактивных форм и приемов речевого взаимодействия на основе материала электронных модулей позволяет решить ряд важных методических задач:
- адаптация учащихся к аутентичной языковой среде;
- формирование у учащихся живого зрительного образа страны и общества изучаемого языка;
- моделирование языковой среды;
- ориентация в социокультурных маркерах аутентичной языковой среды и социокультурных характеристиках людей.
Назначение ЭСО – поддержка образовательного процесса по английскому языку, которая выражается в предоставлении учителю возможности использовать его на разных этапах педагогической деятельности:
- предъявления нового материала;
- отработки и закрепления учебного материала;
- осуществления контроля усвоения учебного материала.
Основными общедидактическими требованиями, которыми авторы руководствовались при разработке ЭСО по английскому языку, являются: научность, доступность, наглядность, проблемность, системность и последовательность предъявления материала, сознательность обучения, самостоятельность и активность деятельности.
ЭСО разрабатывалось с учетом эргономических требований, обеспечивающих гуманное отношение к учащимся: учет возрастных особенностей учащихся при разработке интуитивно понятного интерфейса, простота навигации, свободная последовательность и темп работы.
ЭСО может применяться с целью развития речевых умений (говорения, чтения, восприятия и понимания иноязычной речи на слух), совершенствованию социокультурной компетенции, формированию культурного самосознания учащихся, воспитанию уважения к культуре других стран и терпимости к альтернативным мнениям.
ЭCO предназначено для организации познавательной деятельности учащихся в урочное время, во время поддерживающих, стимулирующих и факультативных занятий по английскому языку, а также для индивидуальных занятий дома.
ЭСО на учебном занятии может быть использовано как самостоятельно, так и в сочетании с другими средствами обучения. Учащимся могут быть предложены разные формы работы: индивидуальная, парная или групповая.
При проведении стимулирующих и поддерживающих занятий ЭСО позволит максимально реализовать принцип индивидуализации и дифференциации. Работая с группой учащихся, учитель может подобрать для каждого задание в соответствии с его уровнем подготовки. Так, для одних, при прослушивании аутентичного текста, может быть выбран режим с обращением к печатному варианту текста (tapescript), для других – режим без обращения к данному тексту; кому-то может быть предложен текст для чтения, кому-то для аудирования, в зависимости от необходимости развития у учащихся того или иного речевого умения. Также с целью мотивации учащихся и активного их вовлечения в учебный процесс учитель может выбрать тексты интересующей их тематики.
ЭСО может быть полезно и при работе с высокомотивированными учащимися на более ранних ступенях обучения при подготовке к предметным олимпиадам с целью развития речевых умений.
Учащиеся могут самостоятельно установить ЭСО на домашний компьютер и индивидуально заниматься в свободное время в домашней обстановке