РУС БЕЛ ENG

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы общего среднего образования и имеющим трудности в её освоении.
развернуть

 

Направления работы ПКПП:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие фонематических процессов;
  • пополнение активного и пассивного словаря;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • совершенствование навыков письма и чтения;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • формирование навыков учебной деятельности, произвольности поведения и самоконтроля.

Речевые умения, которые должны быть сформированы у будущих первоклассников

Коммуникативные умения:

  • Умеет пользоваться словами вежливости без напоминания: знает, как поблагодарить, извиниться, попрощаться, выразить сочувствие, попросить, отказаться от чего-либо;
  • Умеет правильно вступить в разговор, завязать беседу и закончить ее;
  • Умеет объяснить, описать, договориться.

Звуковой строй речи и осознание элементов языка и речи:

  • Правильно произносит все звуки родной речи;
  • Выделяет и называет звук в начале, середине и конце слова;
  • Умеет выделять, называть и считать количество звуков и слогов в слове;
  • Знает, что звуки делятся на гласные и согласные;
  • Умеет выделять гласные и согласные звуки, твердые и мягкие;
  • Выделяет из предложения слова, знает, что существует порядок слов в предложении.

Словарный запас:

  • Словарь может включать до 4000 – 4500 слов;
  • Использует все части речи, кроме деепричастий и деепричастных оборотов;
  • Находит точные слова для обозначений предметов, действий, явлений, качеств и свойств;
  • Знает названия растений, животных, в речи пользуется их классификационными характеристиками: Орел – это хищная птица. Собака – это домашнее животное.
  • Использует видовые и родовые понятия (виды транспорта, жилищ, зданий и т.д.);
  • Знает и называет профессии родных, знакомых, их занятия, увлечения;
  • Использует в речи название марок машин, спортивные термины, военную лексику (мальчик) ;
  • Часто использует понятия из мира моды, а также бижутерии и косметики.

Грамматический строй:

  • Пользуется всеми видами простых и сложных предложений;
  • Редко ошибается в образовании единственного и множественного числа существительных;
  • В родительном падеже множественного числа использует чаще правильные окончания.

Связная речь:

  • Умеет сообщить о чем-либо, оправдаться, объяснить и сделать вывод, попросить о помощи или тактично от нее отказаться, словесно защититься;
  • Может говорить и кратко, и пространно в зависимости от ситуации;
  • Передает правильно последовательность событий при пересказе;
  • Знает, как принято начинать рассказ, продолжать и заканчивать, пытается использовать свои знания;
  • Умеет описать внешность героев рассказа и передать свое отношение;
  • Может подвести итог или придумать концовку рассказу, предложенному без окончания, придумать начало тексту с «потерянным началом»;
  • Может составить собственный текст (придумать сказку, сочинить рассказ, историю).

    Основной целью деятельности ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы общего среднего образования и имеющим трудности в её освоении.

    Направления работы ПКПП:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие фонематических процессов;
  • пополнение активного и пассивного словаря;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • совершенствование навыков письма и чтения;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • формирование навыков учебной деятельности, произвольности поведения и самоконтроля.
  • Речевые умения, которые должны быть сформированы у будущих первоклассников

    Коммуникативные умения:

  • Умеет пользоваться словами вежливости без напоминания: знает, как поблагодарить, извиниться, попрощаться, выразить сочувствие, попросить, отказаться от чего-либо;
  • Умеет правильно вступить в разговор, завязать беседу и закончить ее;
  • Умеет объяснить, описать, договориться.
  • Звуковой строй речи и осознание элементов языка и речи:

  • Правильно произносит все звуки родной речи;
  • Выделяет и называет звук в начале, середине и конце слова;
  • Умеет выделять, называть и считать количество звуков и слогов в слове;
  • Знает, что звуки делятся на гласные и согласные;
  • Умеет выделять гласные и согласные звуки, твердые и мягкие;
  • Выделяет из предложения слова, знает, что существует порядок слов в предложении.
  • Словарный запас:

  • Словарь может включать до 4000 – 4500 слов;
  • Использует все части речи, кроме деепричастий и деепричастных оборотов;
  • Находит точные слова для обозначений предметов, действий, явлений, качеств и свойств;
  • Знает названия растений, животных, в речи пользуется их классификационными характеристиками: Орел – это хищная птица. Собака – это домашнее животное.
  • Использует видовые и родовые понятия (виды транспорта, жилищ, зданий и т.д.);
  • Знает и называет профессии родных, знакомых, их занятия, увлечения;
  • Использует в речи название марок машин, спортивные термины, военную лексику (мальчик) ;
  • Часто использует понятия из мира моды, а также бижутерии и косметики.
  • Грамматический строй:

  • Пользуется всеми видами простых и сложных предложений;
  • Редко ошибается в образовании единственного и множественного числа существительных;
  • В родительном падеже множественного числа использует чаще правильные окончания.
  • Связная речь:

  • Умеет сообщить о чем-либо, оправдаться, объяснить и сделать вывод, попросить о помощи или тактично от нее отказаться, словесно защититься;
  • Может говорить и кратко, и пространно в зависимости от ситуации;
  • Передает правильно последовательность событий при пересказе;
  • Знает, как принято начинать рассказ, продолжать и заканчивать, пытается использовать свои знания;
  • Умеет описать внешность героев рассказа и передать свое отношение;
  • Может подвести итог или придумать концовку рассказу, предложенному без окончания, придумать начало тексту с «потерянным началом»;
  • Может составить собственный текст (придумать сказку, сочинить рассказ, историю).
свернуть

ГРАФИК РАБОТЫ учителя-дефектолога

Советы учителя-дефектолога родителям

Десять простых советов учителя-дефектолога родителям
развернуть

 

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
  2. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
  3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.
  4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ним, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
  5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
  6. Как можно больше читайте своему ребёнку произведения художественной литературы! Характеры героев необходимо рисовать мимикой, голосом, пластикой.
  7. При обучении грамоте необходимо соблюдать следующие правила:
  • Правильно читай (кратко называй) согласные звуки: С (но не ЭС и не СЭ), Б (но не БЭ) и т.д.
  • При чтении поставь указательный палец под той буквой, которую ты читаешь, медленно передвигай палец к следующей букве и тяни первую букву до тех пор, пока палец не достигнет следующей.
  • Можно сосчитать слоги по количеству гласных в слове.
  • Слова на слоги можно разделить хлопками.
  • Читай слоги слитно и протяжно.
  1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов.
  2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех!

Для родителей первоклассников. Здоровый алфавит

Многие из детей, уже собирающихся в школу, имеют проблемы с произнесением тех или иных звуков.

Родители, конечно, замечают, что их ребёнок не выговаривает какие-то буквы, но не придают этому особого значения. Для них речь родного чада кажется вполне понятной, и небольшие дефекты списываются на возраст.

Перед фактом, что с ребёнком нужно заниматься такие родители встают, когда их малыш прошёл собеседование перед записью в первый класс. Чтобы успеть "подтянуть" ребёнка, остаётся каких-то три месяца.

Но это слишком большая нагрузка для шестилетки. За несколько месяцев не освоить то, чему нужно было учиться в течение нескольких лет. Да и вообще всего этого можно было избежать, если бы родители не игнорировали профилактические визиты к логопеду. Только специалист в состоянии увидеть реальную картину - заметить нарушения в развитии речи у малыша, которое не привлекает внимание родителей. Это может быть дислалия - нарушение произношения отдельных звуков или фонетико - фонематические нарушения -  ребёнок не только неправильно произносит, но и воспринимает звук. Случается, что сюрпризом для родителей становится общее недоразвитие речи - когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, отсутствует связная речь, словарный запас бедный.

Чтобы избежать такой ситуации, хотя бы раз в год малыша нужно показывать логопеду. И, кроме этого, необходимо самим кое - что знать: в три года малыш может коверкать звуки и неправильно предложения. Главное в этом возрасте, чтобы он понимал обращённую к нему речь и умел так или иначе доносить до домашних свои мысли. Помощь специалиста нужна трёхлетним детям тогда, когда они молчат и когда не понимают обращённую к ним простую речь.

Но в четыре года ребёнок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние люди. Дело в том, что родители привыкают к неправильной речи своих детей, и прекрасно их понимают.

В пять лет ребёнок имеет право только на одно - не выговаривать звук "р". А в шесть лет, пред школой, уже считается нормой абсолютно правильное произношение и верное использование падежей. То есть, ребёнок уметь связно и грамотно говорить.

Важно развивать мелкую моторику - малыш как можно больше должен работать пальчиками. Очень полезно лепить из пластилина, теста и всего, что можно для этого использовать. Полезно вырезать различные детали.

Чем более развиты будут пальчики вашего ребёнка, тем понятней будет его речь.

свернуть

Что такое дисграфия?

Дисграфия (графо – пишу, дис – расстройство) – специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо. Дисграфия может нарушаться как у детей, так и у взрослых. У взрослых сформированный навык письма частично нарушается или полностью утрачивается в связи с органическим поражением определенных отделов коры головного мозга (травмы, опухоли, нарушение мозгового кровообращения и т.п.). У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связанно с патологией беременности или родов у матери.
развернуть

 

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений: вместо МАМА – МОМО, вместо ЖУК – ЗУК, вместо ДОМ – БОМ и т.п. Наиболее встречаемые ошибки:

  • Замены букв (СЛЯПА вместо ШЛЯПА)
  • Пропуски букв (МАИНА вместо МАШИНА, ТУЛ вместо СТУЛ)
  • Вставка лишних букв (АВОТОБУС вместо АВТОБУС, КАРАТИНА, вместо КАРТИНА)
  • Перестановка букв (КОНРИ вместо КОРНИ, ВСЕТ вместо СВЕТ)
  • Недописывание слов (СИН вместо СИНИЙ, ДОРОГ вместо ДОРОГА)
  • Слияние нескольких слов в одно (МАМАМЫЛА вместо МАМА МЫЛА, ДЕТИИГРАЛИ вместо ДЕТИ ИГРАЛИ)
  • Разделения одного слова на части (О БЛАКО вместо ОБЛАКО, ТЕ ЛЕВИЗОР вместо ТЕЛЕВИЗОР)

Единой классификации дисграфии нет, но существует несколько форм дисграфии, которые встречаются наиболее часто:

1. Акустическая дисграфия – в ее основе лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящим к частым заменам на письме соответствующих букв (ПОЛОТО вместо БОЛОТО)

2Артикуляционно-акустическая дисграфия – связана со звуковыми заменами в устной речи, которые отражаются на письме. Сам характер письменных ошибок при акустической и артикуляционно-акустической дисграфии одинаков, разница лишь в том, что во втором случае и в устной речи ребенка также имеются однотипные звуковые замены, тогда как при акустической дисграфии этого не наблюдается. (Если ребенок говорит ЛАКЕТА вместо РАКЕТА, то так он и пишет это слово).

3.Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока – ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова и звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной.

- запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» - «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ» вместо ЦВЕТЫ СТОЯТ НА СТОЛЕ.

- пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении – «ТРЕЛА» вместо – СТРЕЛА.

- пропуски гласных букв (ТРКТОР вместо ТРАКТОР)

- вставка лишних букв (СТЛОЛ вместо СТОЛ)

- перестановка букв (ТУРБА вместо ТРУБА)

- разделение слова на части (ЛА МПА вместо ЛАМПА)

4. Оптическая дисграфия – трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими.

- замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т)

- недописывание элементов буквы

- «зеркальное» изображение букв

5. Аграмматическая дисграфия – несформированность у ребенка грамматических систем словообразования, что, прежде всего, находит отражение в его устной речи, проявляясь в неправильном согласовании слов. (Пример: «ДЕТИ УЧИТСЯ ШКОЛЕ», «ГРИБЫ РАСТУТ ПОД ЁЛКИ»)

6. Смешанная форма дисграфии – несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.

свернуть

Тема консультации: «Как помочь ребенку запомнить буквы?»

Цели: - предоставить несколько рекомендаций, которые помогут ребенку запомнить буквы и легко перейти к чтению слогов; -ознакомить с играми, в которые можно поиграть с ребёнком дома.
развернуть

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?

На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква». Нужно говорить о буквах, произнося их звуками : не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом  произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.

При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку.

Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом.

Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее), после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (крот, трактор и т. п.).

Игры, способствующие запоминанию букв:

1. Игра «Покажи букву»

Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.

Выложить букву из любого материала:  шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей , лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста,  и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

2. Игра «Найди и назови букву»

Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» – «ш», «стол» – «с», «тумба» – «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» – «А», мама, «Коля» – «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.

Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы , похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота.

Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

3. Игра «Архитектор»

Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит . Каждую карточку разрезать на 2-4 части  и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.

4. Игра «Дорисуй букву»

Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно – получится «дом». Буквы должны быть крупные.

5. Игра «Узнай букву»

Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

6. Игра «Что неправильно»

Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.

7. Игра «Найди и подчеркни»

Предложите ребенку найти и подчеркнуть( обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры  ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным .

8. Игра «Алфавитный дартс»

Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.

9. Игра «Магнитная азбука»

Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»

10. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.

 
свернуть

Тема консультации

  1. Что делает учитель-дефектолог в пункте коррекционнопедагогической помощи (ПКПП).
  2. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики. Примерный комплекс упражнений.
  3. Развитие речевого дыхания у ребенка.
  4. Влияние звукопроизношения учащегося на письменную и устную речь.
  5. Рекомендации для учителей начальных классов с целью поддержки детей, имеющих логопедические нарушения.
  6. Ошибки, которые должны насторожить родителей. Специфика дисграфических ошибок.
  7. Определение направлений коррекционной работы с учащимися 1-2 классов.
  8. 1.Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания
  9. Развитие учебной мотивации у учащихся, зачисленных в пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).
  10. Развитие мелкой моторики.
  11. Необходимость развития памяти, внимания, мышления и речи.
  12. 1.Развитие пространственно-временных представлений. Оптическая дисграфия.
  13. 2.Возрастные особенности развития тонкой моторики рук. (По запросу).
  14. 1.Развивая мелкую моторику рук - мы развиваем речь у детей.
  15. 2.Упражнения на развитие фонематического слуха.
  16. Развитие орфографической зоркости у младших школьников.
  17. Развитие фонематического слуха у учащихся как часть работы по профилактике дисграфии.
  18. Развитие учебной мотивации у учащихся, зачисленных в пункт коррекционно - педагогической помощи (ПКПП).
  19. Дизорфография у школьников: что это такое, причины возникновения (советы родителям).
  20. Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения.
  21. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики. Примерный комплекс упражнений.
  22. Рекомендации учителя - дефектолога родителям учащихся с нарушением письма.
  23. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у учащихся.
  24. Что такое дисграфия и дислексия – что это?
  25. Взаимодействие учителя - дефектолога с учителями начальных классов по предупреждению и устранению дисграфии.
  26. Развитие речи: игры в кругу семьи.
  27. Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
  28. Формирование обще -речевых умений и навыков у младших школьников.
  29. Рекомендации для профилактики дисграфии. Письмо без ошибок - советы родителям.
  30. Рекомендации для профилактики дисграфии.
  31. Стёртая дизартрия. Что это?
  32. Роль книги в жизни школьника.
  33.  Использование приемов Су -Джок терапии в работе со школьниками.
  34. Участие семьи в работе по устранению дефектов речи детей.
  35. Письмо без ошибок - советы учителям.
  36. Рекомендации по проведению логопедического массажа в домашних условиях.
  37. Совершенствование навыка чтения.
  38. Как родители могут помочь медлительному ребёнку?
  39. Как распознать, что ребёнок левша?
  40. Рекомендации по проведению дыхательной, артикуляционной гимнастик и логопедического массажа в домашних условиях.
  41. Пути преодаления нерезко выраженного общего недоразвития речи.
  42. Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
  43. Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры (По запросу).
  44. Роль семьи в речевом развитии учащихся.
  45. Виды нарушений письменной речи.
  46. Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
  47. Работа над связной речью. ( По запросу).
  48. Рекомендации по закреплению у детей навыков правильного звукопроизношения
  49. Развитие орфографической зоркости учащихся. (По запросу)
  50. Рекомендации учителя - дефектолога по закреплению материала в летний период.
  51. Сотрудничество учителя -дефектолога и учителя.
 
свернуть

Речевая готовность ребенка к школе

Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой. Функциональная готовность ребенка - стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.
развернуть

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.

Многие авторы выделяют общие признаки готовности к школе:

  • сильное желание учиться (созревание учебного мотива);
  • достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;
  • способность к выполнению основных мыслительных операций;
  • достижение определенного уровня физической и психической выносливости;
  • развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
  • определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Основные показатели речевой готовности:

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа aп; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

К чему приводит недостаточный уровень речевой готовности?

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию иле артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих: твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Работа родителей с ребенком, имеющим школьные трудности

Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий.

Родителям необходимо соблюдать основные правила:

  • Успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются.
  • Работать необходимо регулярно и ежедневно.
  • Начинать занятия следует с 10 -15 минут.
  • Начинать занятия с игровых упражнений.
  • Не заниматься, если ребенок очень устал, утомлен или произошли какие-то особые события.
  • В занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроится на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня хорошо все получается», – и т.п.
  • Во время длительных занятий через 15 минут обязательно должны быть паузы, упражнения на расслабление.

Успех такой работы во многом зависит от того, сможет ли ребенок поверить в СВОЙ успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.

 
свернуть
поделиться в: