РУС БЕЛ ENG

Результаты качественного анализа содержания итогов инновационной деятельности гимназии

Сопоставительный анализ содержания итогов работы учреждения образования с задачами и программой инновационной деятельности за 2012–2015 уч. гг. свидетельствует о том, что поставленные задачи решены. В рамках инновационной деятельности проделана следующая работа:

  • исследованы теоретические основы разработки и внедрения модели аутентичной образовательной среды для формирования социокультурной компетенции учащихся, которая представляет собой согласование ее ведущих компонентов: социально-целевого, технологического, содержательно-процессуального и результативно-оценочного;
  • разработаны и реализованы планы мероприятий по работе как с педагогическими кадрами, так и с учащимися;
  • рассмотрены методические аспекты формирования социокультурной компетенции: конкретизирован компонентный состав и содержание социокультурной компетенции, которые необходимо сформировать у учащихся 10–11 классов; определены требования к уровням сформированности социокультурной компетенции;
  • произведен отбор учебного и аутентичного материала по английскому языку для 10–11 классов, способствующего формированию социокультурной компетенции учащихся;
  • разработана методика организации модулей для создания электронного средства обучения, основанная на поэтапном овладении учащимися компонентным составом социокультурной компетенции;
  • реализовано обучение учащихся опытной группы по интерактивным модулям в качестве дополнительного материала к запланированным темам для 10–11 классов, представленным в учебной программе по иностранным языкам Министерства образования РБ;
  • проверена эффективность разработанного содержательно-процессуального блока (ЭСО) путем сопоставления результатов исходной, промежуточной и итоговой диагностик уровней сформированности когнитивного, коммуникативно-деятельностного и аксеологического компонентов социокультурной компетенции учащихся;
  • систематизированы и обобщены результаты инновационного проекта;
  • выявлен позитивный опыт, определены проблемы;
  • распространен накопленный инновационный опыт в форме обучающих семинаров, мастерских, статей в научных сборниках и др.

Исходя из анализа содержания итогов инновационной деятельности гимназии в 2012–2015 уч. гг., можно сделать следующие выводы:

  1.  Эффективному внедрению в образовательное пространство гимназии модели аутентичной образовательной среды для формирования социокультурной компетенции учащихся в большой степени способствовали организационно-управленческая и научно-методическая деятельность по реализации инновационной работы. Проведение заседаний творческих групп, семинаров, тренингов, заседаний МО, участие в вебинарах, фестивалях, конференциях и т.д. способствовали повышению уровня профессиональной компетентности и инновационной культуры педагогов.
  2. Для достижения планируемых результатов инновационной деятельности, соотносящихся с формированием социокультурной компетенции у учащихся 10–11 классов, учителям необходимо в своей работе сочетать современные педагогические и информационные технологии. Под такими современными технологиями мы рассматриваем учебные и аутентичные Интернет-ресурсы на основе технологий Web 2.0. Под учебными и аутентичными Интернет-ресурсами мы понимаем текстовые, аудио- и визуальные материалы, а также сервисы Web 2.0 (интеллект-карты, облачные сервисы, создание онлайн-уроков с помощью сервиса blendspace.com, создание тестов к модулям при помощи онлайн тест-конструкторов, организация дистанционного обучения при помощи образрвательной платформы GLOGSTER EDU), направленные на формирование социокультурной компетенции. Использование учебных и аутентичных Интернет-ресурсов на основе технологий Web 2.0 отвечает основным требованиям к современному иноязычному образованию:
  • учащийся является субъектом образовательного процесса;
  • личностные знания добываются, выстраиваются на основе разнородной, разноплановой информации;
  • приобретается способность глубоко проникать в смысл прочитанного, услышанного, работать с информацией;
  • учащихся учат формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, приобретать знания в деятельности и т.д.

Результаты инновационной деятельности подтвердили правильность предположения о том, что формирование социокультурной компетенции учащихся 10–11 классов гимназии станет более эффективным, если будет разработано электронное средство обучения, насыщенное естественным достоверным видеорядом, естественным достоверным аудиорядом, естественным ситуативным рядом, насыщенным рядом национальных фоновых знаний, инокультуры. Основная функциональная особенность интерактивных модулей – учебно-методическое сопровождение процесса создания языковой образовательной среды, максимально стремящейся к аутентичной, т.е к такой репрезентации языковой реальности, в которой деятельность субъектов взаимодействия такая же реальная, как и в естественной языковой среде.

Использование интерактивных форм и приемов речевого взаимодействия на основе материала электронных модулей позволяет решить ряд важных методических задач:

  • адаптация учащихся к аутентичной языковой среде.
  • формирование у учащихся живого зрительного образа страны и общества изучаемого языка.
  • моделирование языковой среды.
  • ориентация в социокультурных маркерах аутентичной языковой среды и социокультурных характеристиках людей.
  1. Разработанная модель аутентичной образовательной среды для формирования социокультурной компетенции учащихся вписывается в систему обучения в гимназии и способствует достижению высоких результатов. Предлагаемое учащимся ЭСО легко и органично вписывается в общий контекст обучения иностранному языку в 10–11 классах, поскольку материалы модулей охватывают темы учебной программы. Четкое исполнение процессуального аспекта работы с интерактивными модулями ЭСО обеспечивает большую степень эффективности процесса формирования социокультурной компетенции учащихся.
  2. Использование материалов интерактивных модулей вместе с Интернет-ресурсами на основе технологий Web 2.0 в процессе обучения английскому языку в рамках урочной и внеурочной деятельности учащихся подтвердило эффективность внедряемой модели. Результаты итоговой диагностики позволили констатировать, что уровень сформированности всех составляющих социокультурной компетенции в опытных группах значительно повысился по сравнению с контрольными группами.