Дисграфия (графо – пишу, дис – расстройство) – специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.
Дисграфия может нарушаться как у детей, так и у взрослых. У взрослых сформированный навык письма частично нарушается или полностью утрачивается в связи с органическим поражением определенных отделов коры головного мозга (травмы, опухоли, нарушение мозгового кровообращения и т.п.). У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связанно с патологией беременности или родов у матери.
Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений: вместо МАМА – МОМО, вместо ЖУК – ЗУК, вместо ДОМ – БОМ и т.п. Наиболее встречаемые ошибки:
- Замены букв (СЛЯПА вместо ШЛЯПА)
- Пропуски букв (МАИНА вместо МАШИНА, ТУЛ вместо СТУЛ)
- Вставка лишних букв (АВОТОБУС вместо АВТОБУС, КАРАТИНА, вместо КАРТИНА)
- Перестановка букв (КОНРИ вместо КОРНИ, ВСЕТ вместо СВЕТ)
- Недописывание слов (СИН вместо СИНИЙ, ДОРОГ вместо ДОРОГА)
- Слияние нескольких слов в одно (МАМАМЫЛА вместо МАМА МЫЛА, ДЕТИИГРАЛИ вместо ДЕТИ ИГРАЛИ)
- Разделения одного слова на части (О БЛАКО вместо ОБЛАКО, ТЕ ЛЕВИЗОР вместо ТЕЛЕВИЗОР)
Единой классификации дисграфии нет, но существует несколько форм дисграфии, которые встречаются наиболее часто:
1. Акустическая дисграфия – в ее основе лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящим к частым заменам на письме соответствующих букв (ПОЛОТО вместо БОЛОТО)
2. Артикуляционно-акустическая дисграфия – связана со звуковыми заменами в устной речи, которые отражаются на письме. Сам характер письменных ошибок при акустической и артикуляционно-акустической дисграфии одинаков, разница лишь в том, что во втором случае и в устной речи ребенка также имеются однотипные звуковые замены, тогда как при акустической дисграфии этого не наблюдается. (Если ребенок говорит ЛАКЕТА вместо РАКЕТА, то так он и пишет это слово).
3.Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока – ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова и звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной.
- запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» - «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ» вместо ЦВЕТЫ СТОЯТ НА СТОЛЕ.
- пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении – «ТРЕЛА» вместо – СТРЕЛА.
- пропуски гласных букв (ТРКТОР вместо ТРАКТОР)
- вставка лишних букв (СТЛОЛ вместо СТОЛ)
- перестановка букв (ТУРБА вместо ТРУБА)
- разделение слова на части (ЛА МПА вместо ЛАМПА)
4. Оптическая дисграфия – трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими.
- замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т)
- недописывание элементов буквы
- «зеркальное» изображение букв
5. Аграмматическая дисграфия – несформированность у ребенка грамматических систем словообразования, что, прежде всего, находит отражение в его устной речи, проявляясь в неправильном согласовании слов. (Пример: «ДЕТИ УЧИТСЯ ШКОЛЕ», «ГРИБЫ РАСТУТ ПОД ЁЛКИ»)
6. Смешанная форма дисграфии – несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.