РУС БЕЛ ENG

Что такое дисграфия?

Дисграфия (графо – пишу, дис – расстройство) – специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Дисграфия может нарушаться как у детей, так и у взрослых. У взрослых сформированный навык письма частично нарушается или полностью утрачивается в связи с органическим поражением определенных отделов коры головного мозга (травмы, опухоли, нарушение мозгового кровообращения и т.п.). У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связанно с патологией беременности или родов у матери.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений: вместо МАМА – МОМО, вместо ЖУК – ЗУК, вместо ДОМ – БОМ и т.п. Наиболее встречаемые ошибки:

  • Замены букв (СЛЯПА вместо ШЛЯПА)
  • Пропуски букв (МАИНА вместо МАШИНА, ТУЛ вместо СТУЛ)
  • Вставка лишних букв (АВОТОБУС вместо АВТОБУС, КАРАТИНА, вместо КАРТИНА)
  • Перестановка букв (КОНРИ вместо КОРНИ, ВСЕТ вместо СВЕТ)
  • Недописывание слов (СИН вместо СИНИЙ, ДОРОГ вместо ДОРОГА)
  • Слияние нескольких слов в одно (МАМАМЫЛА вместо МАМА МЫЛА, ДЕТИИГРАЛИ вместо ДЕТИ ИГРАЛИ)
  • Разделения одного слова на части (О БЛАКО вместо ОБЛАКО, ТЕ ЛЕВИЗОР вместо ТЕЛЕВИЗОР)

Единой классификации дисграфии нет, но существует несколько форм дисграфии, которые встречаются наиболее часто:

1. Акустическая дисграфия – в ее основе лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящим к частым заменам на письме соответствующих букв (ПОЛОТО вместо БОЛОТО)

2Артикуляционно-акустическая дисграфия – связана со звуковыми заменами в устной речи, которые отражаются на письме. Сам характер письменных ошибок при акустической и артикуляционно-акустической дисграфии одинаков, разница лишь в том, что во втором случае и в устной речи ребенка также имеются однотипные звуковые замены, тогда как при акустической дисграфии этого не наблюдается. (Если ребенок говорит ЛАКЕТА вместо РАКЕТА, то так он и пишет это слово).

3.Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока – ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова и звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной.

- запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» - «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ» вместо ЦВЕТЫ СТОЯТ НА СТОЛЕ.

- пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении – «ТРЕЛА» вместо – СТРЕЛА.

- пропуски гласных букв (ТРКТОР вместо ТРАКТОР)

- вставка лишних букв (СТЛОЛ вместо СТОЛ)

- перестановка букв (ТУРБА вместо ТРУБА)

- разделение слова на части (ЛА МПА вместо ЛАМПА)

4. Оптическая дисграфия – трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими.

- замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т)

- недописывание элементов буквы

- «зеркальное» изображение букв

5. Аграмматическая дисграфия – несформированность у ребенка грамматических систем словообразования, что, прежде всего, находит отражение в его устной речи, проявляясь в неправильном согласовании слов. (Пример: «ДЕТИ УЧИТСЯ ШКОЛЕ», «ГРИБЫ РАСТУТ ПОД ЁЛКИ»)

6. Смешанная форма дисграфии – несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.