РУС БЕЛ ENG

Советы учителя-дефектолога родителям

Десять простых советов учителя-дефектолога родителям

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
  2. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
  3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.
  4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ним, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
  5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
  6. Как можно больше читайте своему ребёнку произведения художественной литературы! Характеры героев необходимо рисовать мимикой, голосом, пластикой.
  7. При обучении грамоте необходимо соблюдать следующие правила:
  • Правильно читай (кратко называй) согласные звуки: С (но не ЭС и не СЭ), Б (но не БЭ) и т.д.
  • При чтении поставь указательный палец под той буквой, которую ты читаешь, медленно передвигай палец к следующей букве и тяни первую букву до тех пор, пока палец не достигнет следующей.
  • Можно сосчитать слоги по количеству гласных в слове.
  • Слова на слоги можно разделить хлопками.
  • Читай слоги слитно и протяжно.
  1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов.
  2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех!

Для родителей первоклассников. Здоровый алфавит

Многие из детей, уже собирающихся в школу, имеют проблемы с произнесением тех или иных звуков.

Родители, конечно, замечают, что их ребёнок не выговаривает какие-то буквы, но не придают этому особого значения. Для них речь родного чада кажется вполне понятной, и небольшие дефекты списываются на возраст.

Перед фактом, что с ребёнком нужно заниматься такие родители встают, когда их малыш прошёл собеседование перед записью в первый класс. Чтобы успеть "подтянуть" ребёнка, остаётся каких-то три месяца.

Но это слишком большая нагрузка для шестилетки. За несколько месяцев не освоить то, чему нужно было учиться в течение нескольких лет. Да и вообще всего этого можно было избежать, если бы родители не игнорировали профилактические визиты к логопеду. Только специалист в состоянии увидеть реальную картину - заметить нарушения в развитии речи у малыша, которое не привлекает внимание родителей. Это может быть дислалия - нарушение произношения отдельных звуков или фонетико - фонематические нарушения -  ребёнок не только неправильно произносит, но и воспринимает звук. Случается, что сюрпризом для родителей становится общее недоразвитие речи - когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, отсутствует связная речь, словарный запас бедный.

Чтобы избежать такой ситуации, хотя бы раз в год малыша нужно показывать логопеду. И, кроме этого, необходимо самим кое - что знать: в три года малыш может коверкать звуки и неправильно предложения. Главное в этом возрасте, чтобы он понимал обращённую к нему речь и умел так или иначе доносить до домашних свои мысли. Помощь специалиста нужна трёхлетним детям тогда, когда они молчат и когда не понимают обращённую к ним простую речь.

Но в четыре года ребёнок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние люди. Дело в том, что родители привыкают к неправильной речи своих детей, и прекрасно их понимают.

В пять лет ребёнок имеет право только на одно - не выговаривать звук "р". А в шесть лет, пред школой, уже считается нормой абсолютно правильное произношение и верное использование падежей. То есть, ребёнок уметь связно и грамотно говорить.

Важно развивать мелкую моторику - малыш как можно больше должен работать пальчиками. Очень полезно лепить из пластилина, теста и всего, что можно для этого использовать. Полезно вырезать различные детали.

Чем более развиты будут пальчики вашего ребёнка, тем понятней будет его речь.