РУС БЕЛ ENG

Профориентация

Лицей МЧС. Поступай правильно

Педагогические учебные заведения Республики Беларусь

Профессия учителя настолько востребована, что педагогические специальности есть практически в каждом университете Беларуси. Чтобы тебе было проще сориентироваться в предложениях вузов, подготовили полный обзор педагогических университетов, факультетов и специальностей.

Каждый третий выпускник педклассов поступает на педагогические специальности

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

БГПУ имени Максима Танка — ведущий педагогический вуз Беларуси, главная задача которого — профессиональная подготовка педагогов для учреждений дошкольного, среднего и высшего образования. На 11 факультетах вуза готовят будущих учителей-предметников, краеведов, воспитателей, учителей начальных классов, музыки, хореографии, ИЗО и черчения, социальных педагогов, логопедов, преподавателей физической культуры, психологов, филологов.

В БГПУ есть возможно поступить без экзаменов, если ты медалист, победитель соревнований, олимпиад. По этой причине проходные баллы на некоторые специальности равны 400. По отдельному конкурсу без ЦТ поступают и выпускники педагогических классов. 

Белорусский государственный университет

В многопрофильном университете, который входит в 2% лучших вузов мира, есть 27 педагогических специальностей. В основном готовят преподавателей для университетов и колледжей. Как говорят сами выпускники, они больше учёные, чем учителя. Видимо поэтому в названии специальности часто указывают «Научно-педагогическая деятельность». В вузе учатся будущие преподаватели биологии и химии, экологии, географии, культурологи, искусствоведы, лингвисты, преподаватели социально-гуманитарных дисциплин, математики и информатики, психологии, социологии и психологии, экономических дисциплин. 

Даже в непрофильных вузах готовят преподавателей по своим направлениям. Так, в БГЭУ есть одна педагогическая специальность — «Социология», в БНТУ их две — «Профессиональное обучение» (машиностроение, информатика). Любой выпускник БГУФК может стать либо профессиональным спортсменом, либо тренером по определённому виду спорта, либо школьным преподавателем

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Педагогические специальности есть и в БрГУ имени А. С. Пушкина. Их можно освоить на биологическом, географическом, историческом, психолого- и социально- педагогических и других факультетах вуза. Подробнее изучай учебные программы здесь

Витебский государственный университет имени П. М. Машерова

Витебский вуз специализируется на подготовке воспитателей, школьных учителей и преподавателей колледжей и вузов. Полный перечень обучающих программ смотри по ссылке

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

Крупный региональный вуз готовит экономистов, юристов, инженеров, лингвистов, историков, филологов, биологов, педагогов. Треть программ вуза — педагогические. 

Подпись в творческих вузах также предусмотрена подготовка преподавателей для своего направления. В БГАИ учатся будущие преподаватели живописи, театрального искусства и так далее. БГАМ, соответственно, готовит преподавателей пения, хореографического искусства и других специалистов. В БГУКИ практически каждый выпускник имеет педагогическую квалификацию

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Гродненский университет предлагает широкий выбор специальностей. И часть из них — педагогические. Здесь готовят воспитателей, преподавателей начальных классов, логопедов, олигофренопедагогов, преподавателей музыки, ИЗО, хореографии, учителей-предметников и преподавателей иностранных языков. Они могут работать в школах и вузах. 

Барановичский государственный университет

Половина специальностей БарГУ — педагогические. Будущих учителей готовят на факультетах педагогики и психологии и факультете славянских и германских языков. 

Минский государственный лингвистический университет

Иняз в Минске обучает 22 европейским и восточным языкам. Выпускники лингвистического университета работают преподавателями, переводчиками, переводчиками-референтами. Чисто педагогических специальностей шесть. Вуз готовит учителей английского, немецкого, китайского и романских языков. 

Могилёвский государственный университет имени А. А. Кулешова

Вуз готовит специалистов для всех сфер общественной жизни, но в приоритете по-прежнему педагогические профессии. Университет выпускает преподавателей для средних и дошкольных учреждений образования. Полный перечень специальностей смотри здесь

Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина

Профильный вуз готовит не только учителей-предметников, воспитателей, но и педагогов-инженеров (профессиональное обучение), тренеров по видам спорта. 

Преподавателей психологии готовит БИП — Институт правоведения, ряд педагогических специальностей есть на факультете искусств ИСЗ имени А. М. Широкова

Полесский государственный университет

ПолесГУ специализируется на банковском деле, экономике, биотехнологиях и организации здорового образа жизни. Но в вузе есть две педагогические специальности: преподаватель физической культуры, учитель биологии. 

 

Педагогические колледжи Беларуси

свернуть

Семь шагов к взвешенному решению

  1. Составить список подходящих профессий.

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, в которых Вы хотели бы реализоваться, которые Вам подходят.

  1. Составить перечень требований выбираемой профессии
  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности и цели;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.
  1. Определить значимость каждого требования.

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

  1. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

  1. Подсчитать и проанализировать результаты.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

  1. Проверить результаты.

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

  1. Определить основные практические шаги к успеху.

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

свернуть

Профориентационная работа в гимназии

Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект — это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в гимназии:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляется план работы гимназии по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого педагога, выполняющего функции классного руководителя. Ответственными за профориентационную работу в гимназии является заместитель директора по воспитательной работе. Помощь педагогам, выполняющим функции классного руководителя  в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты учреждения образования с предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят педагоги, выполняющие функции классных руководителей.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в гимназии:

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе

заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

Выполняющие рекомендации координатора:

Педагоги, выполняющие функции классных руководителей: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.

Направления и формы работы.

Организационно-методическая деятельность

  • Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися.
  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний;
  • лектории для родителей.
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
свернуть

УПРАВЛЕНИЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ проводит отбор кандидатов для поступления на следственно-экспертный факультет учреждения образования «Академия МВД Республики Беларусь»

В учреждении образования «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий» состоится День открытых дверей

18.11.2023 в 10.00 в учреждении образования «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий» (г. Могилев, пр-т Шмидта, 3) состоится День открытых дверей.

В ходе мероприятия планируется встреча с руководством университета, представителями приемной комиссия, информационное представление факультетов, экскурсии по лабораториям выпускающих кафедр. Также будут обсуждены вопросы, касающиеся особенностей приемной кампании 2024, в том числе вопросы целевой подготовки специалистов с высшим образованием в БГУТ.

свернуть

Военно-технический факультет

11.01.2023
Военно-технический факультет является структурным подразделением Белорусского национального технического университета – признанного флагмана в области развития инженерного образования и подготовки настоящих профессионалов своего дела. Четыре выпускающие кафедры факультета успешно решают задачи по подготовке кадровых офицеров по четырем инженерным и одной экономической специальностям для Вооруженных Сил и других силовых структур и ведомств Республики Беларусь.
развернуть
2023
мартянварь
1 марта, среда

Высшие учебные заведения Республики Беларусь

подробнее...
поделиться в: